Программа добавлена в заказ
Для отправки заявки перейдите в раздел ЗАКАЗ
 
Спасибо!
За Вашим электронным адресом закреплена скидка 10%.
 
print Распечатать


 
Классификация видов учетов в организации


Какие ассоциации может вызвать слово «учет» у любого руководителя или сотрудника, который работает с документами и цифрами? Можно предположить, что первые места займут понятия «бухгалтерский» и «кадровый» учет. Но по факту, ассоциаций со словом «учет» существенно больше, а если быть точным, то как минимум, можно говорить о 12 видах учета. Постараемся кратко дать определение каждому из них.



Перед тем как перейти к подробному описанию каждого вида учета, необходимо отметить, что на практике существует базовая классификация по двум типам:
Формальный учет. Сюда можно отнести любые регламентирующие требования со стороны государственных надзорных органов для сдачи определенных отчетов и остальной бюрократии.

Управленческий учет. Данный тип можно отнести к необязательным (для некоторых организаций). На практике его применяют руководители и ключевые сотрудники организаций для аналитических отчетов и для принятия стратегических решений.


Последовательность описанных ниже видов учета будет соответствовать их важности и приоритету для любой организации. Начнем с формальных видов учета.

ФОРМАЛЬНЫЕ ВИДЫ УЧЕТА


1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Дебеты, кредиты, сальдо, балансы, принцип двойная запись – все эти термины составляют основу бухгалтерского учета. Если очень кратко, то итогом бухучета является отчетность в цифрах о состоянии дел в организации в виде баланса, включающего два раздела «актив» и «пассив». Актив включает имущество и долги контрагентов, а пассив отражает обязательства организации. И не стоит забывать, что актив должен быть равен пассиву, а каждая операция обязательно должна подтверждаться первичной документацией (счет, акт, договор и т.п.).

2. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ
Название говорит само за себя – целью данного вида учета является расчет налогов. Контролируется данный учет Федеральной налоговой службой. Граница между «бухгалтерским» и «налоговым» учетом весьма условна. Во всех организациях оба вида учета ведет бухгалтерия, отдельных специалистов по налоговому учету могут себе позволить крупные компании. Налоговый учет оперирует обычным списком доходов и расходов. Но не так все просто. Основная причина сложности налогового учета это Налоговый кодекс, который содержит множество сложных актов и правил, требующих соблюдения со стороны организации при расчете налогов.

3. КАДРОВЫЙ УЧЕТ
Данный учет обязателен для всех организаций, даже если в ней один сотрудник. Кадровый учет включает в себя документальное оформление всех трудовых отношений сотрудником и работодателем. В крупных организациях ответственными за кадровый учет могут быть несколько сотрудников, например: зарплату начисляет бухгалтер по зарплате, менеджер по персоналу проводит собеседования, охрана труда следит за соблюдением правил охраны труда, а кадровик поддерживает весь кадровый документооборот.

4. ВОИНСКИЙ УЧЕТ
По факту данный учет необходим для контроля призывников и военнообязанных, которые являются сотрудниками организации. Данный вид учета можно отнести к кадровому учету и в основном воинский учет ведет кадровик.

5. СКЛАДСКОЙ УЧЕТ
Все товарно-материальные ценности (ТМЦ) на предприятии требуют контроля. Для этого существует отдельный документооборот с использованием унифицированных форм, который и является основной для «складского учета». Как и налоговый учет, складской вид учета тесно связан с бухгалтерией.

6. СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ
Данный вид учета предоставляет различные статистические данные Федеральной службе государственной статистики (Росстат). У данного государственного органа большое количество собственных отчетов, в дополнение к налоговому и бухгалтерскому учетам.

7. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ
Данный тип можно отнести к необязательным (для некоторых организаций). На практике его применяют руководители и ключевые сотрудники организаций для аналитических отчетов и для принятия стратегических решений. Главная цель управленческого учета – предоставление оперативной информации по текущему состоянию дел на всех уровнях организации. Особенно актуальным данный вид учета является для коммерческих организаций, так как конкурентная среда требует постоянно анализа и принятие ключевых решений по развитию бизнеса. Сам управленческий учет может быть также условно разделен на различные типы учета.

Подробнее о таких видах учета рассказано ниже.


8. БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ
Ключевой задачей данного учета является контроль исполнения бюджета (если конечно он планируется в организации). Бюджет может включать в себя планирование доходов и расходов. Особенно актуальным бюджетный учет будет для крупных организаций (холдингов), где без предварительного планирования расходов нельзя потратить ни копейки.



9. ОПЕРАТИВНЫЙ УЧЕТ

Самый простой подвид управленческого учета, цель которого это и краткая передачи информацию ключевым лицам компании. При этом, данная информация может передавать по телефону или в переписке по электронной почте, без формирования подтверждающих формализованных документов. Говоря простым языком – оперативный учет относится к первичному уровню контроля рабочих процессов в организации.



10. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ УЧЕТ

В теории данный учет контролирует себестоимость и анализирует затраты производимой продукции или оказываемых услуг. Целью данного учета является сокращение затрат и расходов.



11. МАРЖИНАЛЬНЫЙ УЧЕТ

Цель данного учета — контроль зависимости прибыли от увеличения продаж и анализ возникающих при этом новых затрат является основной любой коммерческой деятельности организации. Необходимо учитывать постоянные и переменные затраты и искать зависимость прибыли от увеличения объемов.



12. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ УЧЕТ

Данный вид учета относится к долгосрочной стратегической деятельности. Только крупная компания (холдинг) планирует капитальные инвестиции и вложения в инновации с расчетом будущей прибыли с учетом влияния внешней среды (смены макро конъюнктуры на уровне государства и прочих факторов макроэкономики).






 

 







Все обзоры
print Распечатать


Получить консультацию
Возможности
4 варианта применения программы
2 способа установки программы
Программа "Документ Плюс" предназначена для формирования реестра (журнала) документов и договоров, а также ведения справочника контрагентов (клиентов).  "Документ Плюс" является универсальным программным решением для учета документов и договоров в различных организациях, вне зависимости от количества сотрудников и сферы деятельности. Применение программы "Документ Плюс" позволит организовать эффективный учет документов, договоров и контрагентов, а также поможет повысить эффективность контроля их согласования и исполнения.
Ключевым преимуществом данного решения является простота использования и доступная ценовая политика (разовый платеж, бессрочная лицезия).